Даниил Кольцов (watanabe_cdg) wrote,
Даниил Кольцов
watanabe_cdg

Category:

Преподобномученик Пафнутий (Костин)

Преподобномученик Пафнутий (Костин)

История человека убитого за Христа
1866–19.01.1938
Архимандрит Дамаскин (Орловский)
Журнал "Фома" | №1 (201) месяц 2020

21 января Русская Православная Церковь празднует память преподобномученика Пафнутия (Костина)
1937 году иеромонах Пафнутий отправился на свою родину. Он уже был неизлечимо болен туберкулезом и предполагал остаться в дорогих его сердцу местах до своей кончины. Но Господь пожелал, чтобы он проделал иной путь, правое прохождение которого завершалось мученическим венцом.

* * *

Преподобномученик Пафнутий родился в 1866 году в деревне Победное Мценского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Федора Костина и в крещении был наречен Борисом. Первоначальное образование он получил в сельской школе. Борис был младшим у родителей, и отец, пожелав, чтобы сын послужил Богу, что совпадало и с желанием Бориса, благословил его идти в монастырь. Одним из известнейших тогда монастырей, куда приходили по большей части дети крестьян, была Оптина пустынь в Козельском уезде Калужской губернии, особенно привлекательная для тех, кто в детстве приходил сюда молиться вместе с родителями. И находилась она не так далеко от места, где жила семья Костиных. Поступив в Оптину пустынь, Борис 5 августа 1900 года был пострижен в монашество с именем Пафнутий, 23 августа 1904 года был рукоположен во иеродиакона, а 8 августа 1910 года — во иеромонаха.

Началась Первая мировая война, и из монастырей многие послушники были отправлены на фронт рядовыми, а кто был в священном сане — полковыми священниками. 26 июня 1914 года иеромонах Пафнутий был командирован в качестве священнослужителя в Управление 8-й бригады Госополчения Московского военного округа, где прослужил до прекращения военных действий. Вернувшись в обитель, он служил в ней до ее закрытия в 1923 году. После выселения из монастыря отец Пафнутий поселился в деревне Сосенка Козельского района и стал совершать требы по просьбе крестьян. В это время ему исполнилось пятьдесят семь лет, и около десяти лет он в таком качестве служил своей пастве.
В 1937 году иеромонах Пафнутий, уже сильно больной, посетил свою родину. Сотрудники НКВД заинтересовались приехавшим иеромонахом и стали расспрашивать о нем соседей, и по всему было видно, что сведения собираются для его ареста. Дожить до мирной кончины в родных когда-то местах отцу Пафнутию было не суждено. Не ожидая, когда придут гонители, чтобы его арестовать, он вернулся в деревню Сосенка.

Здесь он тяжело заболел и во время болезни 13 декабря 1937 года был арестован и помещен в камеру предварительного заключения при Козельском районном отделении НКВД. Тогда же в течение четырех дней были арестованы супруга священника, служившего до своего ареста в Благовещенской церкви в Козельске, староста этой церкви и шесть монахинь и послушниц Шамординского монастыря. Все они вместе с отцом Пафнутием обвинялись в том, что, встречаясь в доме супруги арестованного священника и «будучи враждебно настроены к политике советской власти, взаимно договорившись между собой, собирали нелегальные религиозные сборища, куда вовлекали отсталую часть колхозниц и колхозников, распространяли религиозные листовки и проводили контрреволюционную агитацию среди населения...».

Сразу же после ареста следователь допросил отца Пафнутия.

— Следствие располагает свидетельскими показаниями о том, что вы как <...> монах состояли в контрреволюционной организации, возглавляемой попадьей <...>, проводили по ее заданию среди населения контрреволюционную агитацию против советской власти и ее мероприятий. Следствие требует дать правдивые показания, — потребовал от иеромонаха Пафнутия следователь.

— Виновным себя в этом не признаю, в контрреволюционной организации я не состоял и агитации не вел, — ответил отец Пафнутий.

— Следствие располагает данными о том, что в декабре 1936 года вы проводили контрреволюционную агитацию против переписи населения. Требуем правдивых показаний.

— Виновным в этом себя не признаю...

— Следствие имеет точные данные о том, что вы по заданию попадьи <...> проводили в декабре 1937 года контрреволюционную агитацию против выборов в Верховный совет. Требуем правдивых показаний.

— Виновным себя в проведении контрреволюционной агитации не признаю и против выборов в Верховный совет не выступал.

— Признаете ли себя виновным в предъявленном обвинении?

— Виновным себя в предъявленном обвинении <...> не признаю.

16 декабря 1937 года было составлено обвинительное заключение, и дело отправлено на рассмотрение внесудебной тройки. Судя по тому, как развивались дальнейшие события, материалы дела были переданы в тройку УНКВД по Смоленской области лишь на отца Пафнутия, и 5 января 1938 года он был приговорен к расстрелу. Монахини, церковная староста и супруга священника, найдя, вероятно, возможность договориться со следователями, в феврале 1938 года были из-под стражи освобождены.

Иеромонах Пафнутий (Костин) был расстрелян рано утром в день празднования Богоявления, 19 января 1938 года, и погребен в общей безвестной могиле.



Полный текст жития святого опубликован в книге: «Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни». Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. 2008 год.
Для желающих приобрести книги: тел.: 8 (916) 032 84 71, e-mail: marinagrad@rambler.ru


Текст процитирован с сайта журнала "Фома": https://foma.ru/prepodobnomuchenik-pafnutij-kostin.html

Житие святого на сайте Регионального Общественного Фонда "ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ"
Tags: Оптина пустынь, Православие, архимандрит Дамаскин, архимандрит Дамаскин (жития), святые
Subscribe

Posts from This Journal “Оптина пустынь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments