Даниил Кольцов (watanabe_cdg) wrote,
Даниил Кольцов
watanabe_cdg

Category:

Священномученик Николай (Голышев)

Священномученик Николай (Голышев)

Священномученик Николай (Голышев)
Архимандрит Дамаскин (Орловский)
Журнал "Фома" | №2 (202) Февраль 2020

17 февраля Церковь празднует память священномученика Николая (Голышева)

Находясь в тюрьме, отец Николай 27 января 1937 года передал записку семье. «Христос посреди нас! — писал он. — Обвиняюсь в том, что я в церкви просил у верующих помощи и клеветал на советскую власть, говорил в церкви, чтобы не ходили в колхоз, чтобы сплотились за храм и не шли бы за советскую власть. Все обвинения я отрицал, кроме одного — что просил помощи. Но беда вся в том, что мне не верят, а верят моим предателям, а их много, как говорит следователь.

Деньги мне больше не присылайте, а берегите себе, у вас нужды больше. А главное, будьте осторожны, потому что в тюрьме у нас сидят и женщины, и подростки, и старики. Храни вас Господь, мои дорогие, крепитесь и молитесь за меня, не поминайте меня лихом, потому что страдаем мы за свои грехи, а не за те обвинения, которые мне предъявляют. Простите меня Христа ради.


Целую вас и молю Бога, чтобы Он сохранил вас. Не забывайте Бога, Божию Матерь и святителя Николая, под покровительство святителя Николая я вас отдаю».

* * *

Священномученик Николай родился 3 мая 1882 года в деревне Губино Ашитковской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Власия Голышева. В 1893 году Николай окончил земскую школу в селе Ашиткове и с 1903 по 1914 год работал счетоводом на фабрике Бардыгина в городе Егорьевске и до 1917 года — помощником бухгалтера в Егорьевской городской управе, и затем до 1920 года — заведующим счетно-кассовым отделом в городской администрации Егорьевска.

Николай Власьевич с родителями
Николай Власьевич с родителями

Это была последняя светская должность Николая Власьевича. В то самое время, когда христиане стали подвергаться беспощадным гонениям и многие священно- и церковнослужители находились в узах, а иные достигли уже и мученического венца, он выразил решительное желание послужить Богу и Церкви и 22 марта 1920 года был рукоположен во диакона к Успенскому собору города Егорьевска.

Государственный переворот 1917 года, на знамени которого было написано не только ниспровержение государственного строя в России, но и борьба с Богом и Его служителями, принес с собой гонения, по жестокости равные гонениям в первые века христианства, а по изощренности и превосходящие их. Грубое язычество употребляло методы куда более простые, чем те, к которым прибегло общество на вершине своего цивилизационного развития. Одной из форм борьбы с Церковью было создание церковных расколов. Многие в то время оказались растеряны и не готовы были принимать самостоятельные решения. После заключения Патриарха Тихона под стражу благочинный Егорьевска священник Николай Светлов отдал распоряжение подведомственному ему духовенству вместо Патриарха поминать за богослужением ВЦУ — новообразованное раскольниками-обновленцами «высшее церковное управление». И таким образом диакон Николай, подчинившись благочинному, оказался в числе присоединившихся к обновленцам и в мае 1923 года принял участие в обновленческом Соборе, который осудил Патриарха Тихона. Впоследствии диакон Николай тяжело переживал свою вину перед Церковью, просил прощения у Патриарха, был принят им в молитвенное общение и получил благословение вновь служить в Успенском соборе.

15 августа 1929 года диакон Николай был рукоположен во священника к Никольской церкви в селе Крутины Егорьевского района. В то время для жизни в советской России был характерен не только грубый террор, но и доносительство, проникшее во все слои общества. В городах и селах доносители усердно собирали для ОГПУ сведения о том, что говорили, думали или могли думать люди, принадлежащие по самой природе своей ко враждебному коммунистической власти сословию — священнослужители, монахини или зажиточные, а значит, и самостоятельные крестьяне. Едва успел отец Николай переехать в село, как сотрудники ОГПУ приступили через местных жителей к сбору сведений о нем.

Некоторые жители показали: «Поп Голышев приехал с определенной целью — разложения колхозов и с целью антисоветской агитации против мероприятий советской власти. Приехав, организовал вокруг себя группу антисоветского элемента, в которую входили монашки <…>, кулак <…> и высланные за антисоветскую агитацию. <…> Эта группа предварительно обсуждала на совещаниях, происходивших в церковной сторожке, а иногда в церкви по окончании службы, вопросы и формы борьбы с советской властью и коллективизацией. <…> Поп производил службу вечернюю по четвергам, во время которой призывал верующих быть терпеливыми, говоря: “Ну, что ж делать, видно, так угодно Богу, терпите — придет время, будет лучшая жизнь…” Осенью 1930 года, во время проведения хлебозаготовок, монашки <…>, собирая по деревне Бережки попу Голышеву картофель и рожь, проводили агитацию: “Попа задавили налогами, жить ему стало нельзя, есть нечего, пожалейте, православные; с этими колхозами не только нам, духовенству, но и вам, крестьянам, скоро жить нельзя будет. Налогами задавили всех. В колхозы не входите, туда идут одни безбожники. Батюшку надо жалеть, если батюшку не пожалеете, он не будет служить, и нам, православным, некуда будет ходить молиться”. Монашки агитировали среди верующих: “Советская власть несправедливо поступает, церковь жмут налогами, попа задавили. Эти колхозы до гибели доведут; думают этим церковь закрыть, но мы все-таки будем терпеть до конца, и вам, православным, нужно терпеть…”».

3 февраля 1931 года на основании подобного рода доносов сотрудники ОГПУ арестовали отца Николая, а затем монахинь и двух мирян. Отвечая на вопросы следователя, отец Николай сказал: «С политикой советской власти, являющейся властью безбожной, я не согласен, но молюсь, чтобы Бог просветил ее. <…> В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. Никакой агитации против колхозного движения я не вел, никаких провокационных слухов не распространял. В религиозном вопросе я являюсь противником советской власти. Я отказался подписать протокол описи имущества, а вместо этого написал, что это есть гонение на меня как на священнослужителя».

Допрошенная в качестве обвиняемой одна из монахинь под угрозами следователя признала свою вину и заявила, что она стала противницей советской власти из-за влияния на нее священника. Другая категорически отказалась признать себя виновной, сказав: «Никакой антисоветской агитацией я не занималась. Если и говорила среди женщин, то исключительно о непосильности налогов, налагаемых на нас лично и церковь, что я считаю несправедливым».

25 февраля 1931 года Полномочное Представительство ОГПУ приговорило отца Николая к пяти годам заключения в концлагере, монахини и один из мирян были приговорены к трем годам заключения.

Священник был отправлен этапом в Вишерские лагеря на Урал. Вернувшись из заключения, он стал служить в том же храме. В 1935 году отец Николай был награжден наперсным крестом.

В советском государстве все делалось по плану и разнарядке. Если было решено арестовать такое-то число людей, то под это число находились и жертвы. Летом 1937 года сотрудники УНКВД по Московской области стали собирать сведения о священнике, как о человеке, по самому своему социальному положению до́лжному быть уничтоженным. Свидетелями были вызваны фельдшер-безбожник и его сестра — председатель церковного совета. Около года назад умер их отец, и оба они были тогда на его отпевании в церкви.

Фельдшер на следствии показал: «После панихиды в церкви над гробом моего отца Голышев произнес проповедь, в которой сказал: “Да, дед Василий, ты свой век жил хорошо, грешил — и каялся, тебе будут отпущены грехи как вольные, так и невольные; ты болел душой, что близко окружающие тебя люди не идут по твоим стопам…” Его проповедь, — заявил фельдшер, комментируя сказанное в рамках Уголовного кодекса, — была направлена в первую очередь против советской власти, а во вторую — против детей моего отца, не верующих в Бога».

Сестра фельдшера показала: «В 1936 году после обедни в церкви Голышев произнес проповедь, сказав: “Нам, православным, надо подражать святым, надо соблюдать посты…” На похоронах моего отца, по убеждениям религиозного человека, Голышев после панихиды сказал: “Ты, дедушка, отжил свой век, ты был не без греха, но ты веровал в Бога, не все такие, как ты, есть у тебя дети — он имел в виду моего брата неверующего, — которые другого духа: ну что ж теперь делать, эти дети пошли не по твоим стопам”».

На праздник Богоявления, 19 января 1938 года, отец Николай был арестован, заключен в тюрьму и допрошен.

— Органы следствия располагают данными, подтвержденными показаниями свидетелей, о том, что вы систематически занимались клеветой на советскую власть. Почему вы это скрываете? — спросил священника следователь.

— Клеветой на советскую власть я никогда не занимался, — ответил отец Николай.

— Следствие располагает данными о том, что на церковные праздники в 1937 году вы в церкви неоднократно обращались за денежной помощью к верующим и вместе с этим делали клеветнические выпады по адресу советской власти.

— За денежной помощью к верующим на праздники я действительно обращался, но клеветнических выпадов по адресу советской власти не делал.

— Вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении?

— Нет, не признаю, — ответил отец Николай.

На этом допросы были закончены.

Священник Николай Голышев. Москва, тюрьма НКВД. 1938 год
Священник Николай Голышев. Москва, тюрьма НКВД. 1938 год

2 февраля 1938 года тройка УНКВД по Московской области приговорила священника Николая Голышева к расстрелу, он был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.


Полный текст жития святого опубликован в книге: «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль». Тверь. 2005.
Для желающих приобрести книги: тел.: 8 (916) 032 84 71, e-mail: marinagrad@rambler.ru


Текст процитирован с сайта журнала "Фома": https://foma.ru/svyashhennomuchenik-nikolaj-golyshev.html

Фотографии, иконы и житие священномученика Николая (Голышева) на сайте Регионального Общественного Фонда "ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ"
Tags: Православие, архимандрит Дамаскин, архимандрит Дамаскин (жития), святые
Subscribe

Posts from This Journal “архимандрит Дамаскин” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments