Даниил Кольцов (watanabe_cdg) wrote,
Даниил Кольцов
watanabe_cdg

Categories:
  • Music:

Joe Strummer & The Mescaleros. Оптимистический реквием.

JOE STRUMMER (21 августа 1952 – 22 декабря 2002)Артем РОНДАРЕВ
Опубликовано в журнале Play № 2, 2004

Как это несправедливо, что со временем хороших людей в современной рок-музыке становится все меньше. У хороших людей часто не выдерживает сердце: сердце — самый их уязвимый орган.

Джо Страммер, в прошлом вокалист The Clash, группы, равной которой в рок-н-ролле не было и уже никогда не будет, умер в возрасте пятидесяти лет — от сердечного приступа. От него же некогда другой хороший человек Марк Сэндмен рухнул замертво на сцене посреди песни, и несколько минут даже его соратники no Morphine не знали, что лидер их уже мертв — они полагали, что Марк просто присел поправить какую-то приставку. Ему было сорок семь... Страммер, как и Сэндмен, не был готов к такому повороту событий — он был вполне здоров и имел обширные планы. Вместе со своим новым после The Clash составом The Mescaleros он писал пластинку, полную невероятной жизненной силы — возможно, самую жизнелюбивую за всю пост-"клэшевскую" карьеру Страммера. Страммер умер в своем доме в Сомерсете. Никто и знать не знал и думать не думал, что так случится. Но хорошие люди часто уходят внезапно, потому что сердце, этот глупый и такой необходимый орган, имеет привычку вести себя совсем непредсказуемо и самостоятельно решать, сколько человеку отмерено на этом свете. И почти всегда оказывается, что отмерено ему слишком мало.

Страммер был голосом, Страммер был музыкантом, Страммер в первую очередь был совестью. Совестью этого усталого мира, в котором никому ничего не надо и лучший выход из создавшегося положения — это саморазрушение, забирающее с собою души девочек-подростков. Здесь, в этом мире, Страммер, бывший в 70-х годах паб-рокером, чьи группы не держались вместе более полугода, потому что не могли вынести его жизнелюбия и ярости, основал самый ответственный коллектив за всю историю рок-н-ролла — The Clash. The Clash хотели, чтобы публика не скакала на их концертах, а думала, думала, думала. Умение Страммера строить свои песни вокруг самых непесенных сюжетов (так, наиболее лирическое сочинение The Clash "Straight To Hell", например, повествовало... об азиатских эмигрантах) было настолько поразительным, что и по сию пору критика говорит о его "уникальном таланте создавать политические слоганы". Страммер требовал ответственности от окружающего мира. Он делал это яростно и агрессивно, но в голосе его всегда слышалась всепонимающая тоска, ибо умному человеку трудно не видеть, насколько глупо требовать от современного мира чего-либо, кроме бесконечного потребления. The Clash разругались вдрызг, Страммер пытался держать группу на плаву, но его требовательность уже не находила себе подходящих соратников. И тогда он переждал время и создал своих The Mescaleros, куда позвал людей, которые снова верили ему и с которыми он пел опять о пропаганде, гамма-лучах, эмигрантах из Украины с шарфами "Шахтер-Донецк" и дороге к рок-н-роллу. Словом, о том, о чем никому не пришло бы в голову петь. Он имел этот дар — обращать самые странные темы в насущные, а самые насущные — в песенные. А более этим даром не обладает никто. Может быть, только Заппа, но Заппа тоже умер, хотя и не от сердца, однако же умер в возрасте пятидесяти трех лет — рано, как и все хорошие люди.

И тогда, когда Страммер умер, участники The Mescaleros решили, что не будет ему лучшей эпитафии, чем доделать последний альбом с его голосом — голосом хорошего и совершенно не собирающегося умирать человека. Мало того — никому не советующего умирать. Потому что в мире есть еще столько хороших вещей, которые стоит любить и за которые стоит бороться. Так на свет родился "Streetcore" — собрание энергичных, обаятельных и крепких песен, один из самых цельных альбомов Страммера со времен The Clash, совершеннейший ураган жизни, который сносите ног любого и заставляет всякого, кто еще в состоянии улыбаться, — улыбаться. И всякого, у кого еще не прокисли мозги, — думать. И альбом назвали среди лучших пластинок 2003 года несколько влиятельных музыкальных журналов. И Джо Страммер уж точно улыбался сам, глядя на это — потому что все хорошие люди попадают в рай, будьте в этом уверены.
Артем Рондарев
Play № 2, 2004


На фото: Джо Страммер (21 августа 1952 – 22 декабря 2002)
Tags: joe strummer, Артем Рондарев, музыка, чужие тексты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments